Введение
Известно, что здоровье - один из важнейших
компонентов человеческого благополучия,
счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно
из условий успешного социального и
экономического развития любой страны. И хотя
приоритет здоровья человека как
основополагающий принцип государственной
политики России в области образования
провозглашен в системе нормативных документов и
с высоких трибун но, реально этот принцип, может
быть, и будет воплощен только усилиями отдельных
школ и учреждениями дополнительного
образования.
Важным моментом здоровьесберегающей
деятельности является проблема внеурочной
занятости детей, организации досуга,
дополнительного образования. Основными
мероприятиями здоровьесберегающей деятельности
по праву считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий;
- реализация системы просветительской работы с
учениками по формированию у учащихся культуры
отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области
физической культуры, спорта и здорового образа
жизни;
- формирование у школьников устойчивого интереса
и потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом и навыков здорового образа
жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через
интегрированное и проектное обучение основам
здорового образа жизни.
За последние годы физкультура и спорт,
становятся, наиболее популярны, в нашей стране.
Это связано, прежде всего, с изменением отношения
к ним со стороны общества. Это и популяризация
спорта в средствах массовой информации –
трансляция спортивных соревнований различных
видов спорта по радио и телевидению, статьи в
газетах. Выпуск различной литературы спортивной
направленности: книги, брошюры, различные
методические и учебные пособия и т.п. С введением
в действие в 1998 г. нового Базисного учебного
плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, физическая культура
приобрела особую значимость. В учебниках как
курса М.Я. Виленского, И.М.Туревского и ряда
других увеличилось число заданий теоретического
и практического характера; появилось большое
разнообразие упражнений для развития силы,
ловкости, быстроты; увеличилось число
упражнений, пробуждающих и развивающих интерес
учащихся к предмету.
В методике обучения физической культуре
ставится задача сделать обязательным
использование на уроках игр и занимательных
упражнений, оказывающих стимулирующее
воздействие на развитие познавательного
интереса и уровня физической подготовленности
учащихся.
Столь важная роль интереса в обучении не
случайна. Его можно считать своеобразным
эпицентром активизации обучения, формирования
активности школьника и его положительного
отношения к учению, к учителю, к школе, к
соучастникам своей деятельности, к процессу и
результатам своего труда.
Проблема формирования интереса к учению в
истории русской педагогической мысли и практике
обучения изучалась многими дидактами прошлого
(К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А.
Дистервег). Изучению проблемы физического
развития в обучении отводятся и современные
исследования (Ф. Н. Голоболин, Н. В. Кузьмина, В. Г.
Ананьева, Г. И. Щукина и многие другие).
Центральным вопросом отечественной дидактики
в проблеме познавательного интереса учащихся
является отыскание таких средств и методов,
которые возбуждали бы их познавательный интерес,
привлекали бы к себе ученика, располагали бы его
к совместной деятельности с учителем,
активизировали бы его учение. А обучающая
деятельность учителя, опираясь на опыт и
интересы учащихся, на их ценные устремления и
запросы, приобретала бы значительный эффект в
совершенствовании учебного процесса.
Здоровьесбережение и ее роль в учебном
процессе рассматривается и учителями, и учеными
различно. М. А. Данилов, например, видел в
занимательности роль побудителя школьника к
учению; Б. П. Есипов рассматривал ее как средство
активизации учебной деятельности; Н. И. Гамбург
использование занимательности считает
средством повышения качества обучения. В
исследовании Г. И. Щукиной занимательность –
важный стимул возбуждения интереса к предмету.
Особое место мы отводим формированию
физического развития младших школьников на
уроках физической культуры. Интерес к ней в
начальных классах поддерживается применением на
уроках игр, общеразвивающих упражнений,
вопросов, заданий. Интересные игры и
практические задания, проведение соревнований
привлекают внимание детей, усиливают и развивают
их физически, служат основой для занятий спортом.
Анализ состояния современного начального
физкультурного образования, актуальность
проблем и вопросов, связанных с использованием
занимательности в качестве стимула
познавательного интереса в процессе обучения, а
также анализ педагогической и психологической
литературы определил тему нашего исследования:
"Здоровьесберегающие технологии на уроках
физической культуры и во внеклассной работе”.
Проблема исследования: какое влияние
оказывает применение здоровьесберегающих
технологий в учебном процессе на здоровье
учащихся.
Цель: изучить здоровьесберегающие
технологии, особенности организации учебной
деятельности в условиях здоровьесберегающей
педагогики и экспериментально доказать
необходимость применения здоровьесберегающих
технологий на уроках физкультуры для сохранения
и укрепления здоровья учащихся.
Объект: процесс обучения детей в условиях
здоровьясбережения.
Предмет исследования: здоровьесбережение
как средство сохранения и укрепления здоровья
учащихся.
Задачи исследования:
1)Изучить классификацию, принципы, средства,
методы здоровьесберегающей технологии.
2) выявить оптимальные формы организации
обучения.
3) экспериментально проверить необходимость
применения здоровьесберегающих технологий на
уроках физической культуры.
Гипотеза: предположим, что было бы, если бы
не применяли здоровьесберегающие технологии на
уроках физической культуры.
Нами были использованы следующие методы
исследования: наблюдение, эксперимент,
анкетирование, методы математической обработки
данных.
Опытно-экспериментальная база исследования:
средняя школа № 11 города Орска, 2 "А” класс,
учитель – Акимова Елена Владимировна; 2 "Б”
класс, учитель – Акимова Клена Владимировна.
Работа состоит из введения, первой главы,
второй главы и заключения.
В ведении доказывается актуальность нашего
исследования, ставятся цель, проблема,
определяются объект, предмет, задачи
исследования, выдвигается гипотеза, выбираются
методы и опытно-экспериментальная база
исследования.
В первой главе рассматриваются
здоровьесберегающие образовательные
технологии, их классификация, принципы, средства,
методы здоровьесберегающих технологий, средства
процесса обучения.
Во второй главе описывается организация
учебной деятельности в условиях
здоровьесберегающей технологии, основные формы
организации обучения, технология организации
урока.
Опытно-экспериментальная работа представлена
констатирующим, формирующим и контрольным
этапами.
В заключении дается анализ данного
исследования и его результаты.
Глава 1. Здоровьесберегающие
образовательные технологии
1.1. Классификация образовательных технологий.
Технология – это продуманная во всех деталях
модель совместной педагогической деятельности
по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.
Монахов).
В последнее время становится понятной
некоторая ограниченность классно-урочной
системы организации учебного процесса в связи, с
чем актуальная задача поиска наиболее
эффективного применения современных
образовательных технологий.
В классификации образовательных технологий,
можно выделить следующие группы:
- Технология управленческой деятельности.
- Технологии организации учебного процесса.
- Технологии организации познавательной
деятельности учащихся.
- Технологии воспитательной работы.
- Частнопредметные технологии.
- Коррекционные технологии для детей с
временными затруднениями в учебе и поведении.
- Коррекционные технологии для детей с
проблемами в умственно и физиическом развитии.
Технология управленческой деятельности –
функциональная технология, технология
программно-целевого планирования,
информационные технологии.
Технология организации учебного процесса –
это:
а) изменение структуры учебного заведения;
б) технологии селективной дифференциации:
профильные классы, классы с углубленным
изучением предмета;
в) технологии организации учебного процесса:
технология Дальтон, технологическая модель
индивидуального обучения, технология проектов;
г) технологии реконструирования учебного
материала: технология укрупнения дидактических
единиц, технология реализации умственных
действий(П.Я.Гальперина), технология
перспективно-опережающего обучения
С.Н.Лысенкова).
Технология организации познавательной
деятельности учащихся- это:
а) технология личностной ориентации
педагогического сотрудничества,
гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили,
технологии развивающего обучения по системе Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова (целостная система
обучения);
б) технологии активизации и интенсификации
познавательной деятельности учащихся: игровые
технологии, технологии проблемного обучения,
технология знаковых моделей, информационная
технология, технология программированого
обучения ( технологии полного усвоения
материала, блочные технологии, модульные
технологии), технология коллективного способа
обучения;
в) технология эффективной дифференциации:
технология элективной дифференциации,
технология внутрипредметной дифференциации и
обязательного уровня обучения.
Технология организации воспитательного
процесса – коллективная творческая
деятельность (объединения разных видов
деятельности и сочетания форм, средств, способов
действия педагогов и учащихся), игровая (освоение
ребенком различных социальных ролей и норм
поведения в процессе игры), технология
моделирования (построение аналогов определенных
фрагментов реальности для отработки правил и
норм поведения детей), технология проектирования
(целенаправленное проектирование новых методов,
приемов и форм воспитания), технология
свободного развития (предоставление ребенку
свободы и самостоятельности в определении целей
своего развития).
Частнопредметные технологии – технология
Диалога культур, технология совершенствования
общеучебных умений, технология на основе
эффективных уроков, технология поэтапного
обучения предмету и др.
Коррекционные технологии - собственно
коррекционные (применение этих технологий
позволяет ребенку догнать в развитии
сверстников, компенсационные (включение
ребенка в общественную жизнь возможно через
формирование у него структур деятельности,
которые позволяют исключить использование тех
механизмов деятельности, которые
восстановлены быть не могут – слух, зрение и
др.), технология адаптирующей педагогики
(индивидуальные адаптационные занятия, занятия
по общесоматическому и сенсомоторному развитию
ребенка, помогающие укреплять здоровье ребенка).
Среди перечисленных технологий отсутствует
термин "здоровьесберегающие технологии”, т.к.
эта педагогика не может выражаться какой-то
конкретной образовательной технологией. В то же
время, это понятие объединяет в себе все
направления деятельности учреждения
образования по формированию, сохранению и
укреплению здоровья учащихся.
Цель современной школы – подготовка детей
к жизни. Каждый школьник должен получить за время
учебы знания, которые будут востребованы им в
дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе
может быть достигнуто с помощью технологий
здоровьесберегающией педагогики, которые
рассматриваются как совокупность приемов и
методов организации учебно-воспитательного
процесса без ущерба для здоровья школьников и
педагогов. Педагог, владея современными
педагогическими знаниями, в тесном
взаимодействии с учащимися и их родителями, с
медицинскими работниками, с коллегами –
планирует свою работу с учетом приоритетов
сохранения и укрепления здоровья участников
педагогического процесса.
Советская школа длительное время по праву
считалась одной из лучших в мире. Это
подтверждалось специальными исследованиям
ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе
школьные программы повышенного уровня привели к
появлению ряда отрицательных явлений, связанных,
прежде всего с перегрузкой школьников.
Результатом явилось то, что 2/3 выпускников
выходят из стен школы с хроническими
заболеваниями и отклонениями в физическом
развитии.
За последние годы в стране и обществе произошли
ощутимые перемены. Школа реагирует на эти
изменения. Педагоги осознают свою причастность к
ответственности за неблагополучия в состоянии
здоровья учащихся и видят решение проблемы
негативного влияния школы на здоровье учащихся и
педагогов в овладении необходимыми
здоровьесберегающими образовательными
технологиями.
Нет какой-то одной единственной и уникальной
технологии сохранения здоровья.
Здоровьесбережение может выступать как одна из
задач некого образовательного процесса. Это
может быть образовательный процесс медико-гигиенической
направленности (осуществляемые при тесном
контакте педагог - медицинский работник –
ученик); физкультурно-оздоровительной
(отдается приоритет занятиям физкультурной
направлености) и др. Только благодаря
комплексному подходу к обучению школьников
могут быть решены задачи формирования и
укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии – это знакомые большинству педагогов
психолого-педагогические приемы и методы работы,
технологий, подходов к реализации возможных
проблем плюс постоянное стремление самого
педагога к самосовершенствованию. Мы только
тогда можем сказать, что учебно-образовательный
процесс осуществляется по здоровьесберегающим
образовательным технологиям, если при
реализации используемой педагогической системы
решается задача сохранения здоровья учащихся и
педагогов.
Основополагающие приоритеты для педагогики
оздоровления следующие:
- Здоровый ребенок – практически достижимая
норма детского развития.
- Оздоровление – не совокупность
лечебно-профилактических мер, а форма развития
психофизических возможностей детей.
- Индивидуально-дифференцированный подход –
основное средство оздоровительно-развивающей
работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания, умения, навыки по здоровому
образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни. Основной
показатель, отличающий все здоровьесберегающие
образовательные технологии – регулярная
экспресс-диагностика состояния учащихся и
отслеживание основных параметров развития
организма в динамике (начало-конец учебного
года), что позволяет сделать соответствующие
выводы о состоянии здоровья учащихся.
1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики
Цели здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения определяют принципы
обучения, которые отражают насущные
общественные потребности. Они выступают в
органическом единстве, образуя систему, в
которую входят общеметодические и специфические
принципы, выражающие специфические
закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы – это основные
положения, определяющие содежержание,
организационные формы и методы учебного
процесса в соотвествии с общими целями
здоровьесберегающих образовательных
технологий.
Систематическое воздействие на организм и
психику учащихся может быть успешным только в
том случае, если методика применения средств
здоровьесберегающего воздействия будет
согласована с закономерностями этого
применения.
Принцип сознательности и активности –
нацеливает на формирование у учащихся глубокого
понимания, устойчивого интереса, осмысленного
отношения к познавательной деятельности.
Повышению сознательности и активности
способствует применение педагогом специальных
методических приемов, решающих проблемы
педагогики оздоровления. Осознавая
оздоровительное воздействие активной
деятельности на организм, ребенок учится
самостоятельно и творчески решать задачи
познавательного характера.
Принцип активности – предполагает в
учащихся высокую степень самостоятельности,
инициативы и творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить
процесс обучения с максимальным использованием
форм привлечения органов чувств человека к
процессу познания. Принцип наглядности
способствует направленному воздействию на
функции сенсорных систем, участвующих в
познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности
проявляется во взаимосвязи знаний, умений,
навыков. Регулярность, планомерность,
непрерывность в учебно-воспитательном процессе
на протяжении всего периода обучения в
общеобразовательной школе обеспечивает принцип
систематичности.
Усвоение пользы здоровьесберегающих
мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является
одним из важнейших. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические
стереотипы. Характер элементов деятельности
может проявляться в изменении упражнений и
условий их выполнения, в разнообразии методов и
приемов, различных формах заданий.
Включение вариативных изменений в стереотипы
предполагает соблюдение принципа
постепенности. Он предполагает
преемственность от одной ступени обучения к
другой.
Принцип доступности и индивидуализации
имеет свои особенности в оздоровительной
направленности здоровьесберегающих
образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется
на основе общих закономерностей обучения и
воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности, педагог всесторонне развивает
ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С
учетом уровня индивидуальной подготовленности
ученика, его двигательных способностей и
состояния здоровья намечаются пути
совершенствования умений и навыков, построения
двигательного режима, приобщения к разным формам
познавательной деятельности. Используя
природные данные ребенка, педагог направляет и
стабилизирует его всестороннее развитие.
Назначение принципа доступности и
индивидуализации видится в исключении
негативных и вредных последствий для организма
учащихся вследствие чрезмерных требований и
заданий.
Принцип непрерывности выражает
закономерности по построения педагогики
оздоровления как целостного процесса. Он тесно
связан с принципом системного чередования
нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности
и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся
повышает их эффективность, что выражается в
динамичности закономерных изменений содержания
и формы параметров функциональных нагрузок от
занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления
способствует принцип цикличности. Он
заключается в повторяющейся последовательности
занятий, что улучшает подготовленность ребенка к
каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков,
двигательные способности ребенка,
функциональные возможности организма
развиваются в процессе использования средств
здоровьесберегающих технологий на основе принципа
учета возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся. Важнейшее значение имеет принцип
всестороннего и гармонического развития
личности. Он содействует развитию
психофизических способностей, двигательных
умений и навыков, осуществляемых в единстве и
направленных на всестороннее – физическое,
интеллектуальное, духовное, нравственное и
эстетическое – развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности
решает задачи укрепления здоровья ребенка в
процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного
подхода к обучению школьников
предполагает тесное взаимодействие педагогов и
медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в
повсеместном использовании активных форм и
методов обучения (обучение в парах, групповая
работа, методика "Ледокол”, игровые технологии
и др.).
Принцип формирования ответственности у
учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих
людей.
Принцип связи теории с практикой – призывает
настойчиво приучать учащихся применять свои
знания по формированию, сохранению и
укреплениюздоровья на практике, используя
окружающую действительность не только как
источник знаний, но и как место их практического
применения.
Продолжение статьи
http://festival.1september.ru/articles/557275/
|