Цель: Обратить внимание педагогов на
одну из приоритетных задач развития образования РФ – сохранение здоровья
обучаемых. Проанализировать и разработать возможную стратегию и систему мер для улучшения здоровья детей.
Организовать здоровьесберегающую среду для детей и педагогов ЦДОД.
Необходимо реализовывать следующие направления:
·
обеспечение сохранения и укрепления здоровья
школьников;
·
обеспечение формирования здоровьесберегающих
культурных традиций семьи;
·
обеспечение здоровьесберегающей деятельности
педагога.Наше будущее – это наши дети.
Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать накала усталости от занятий в наш
интенсивный информационный век, должны быть созданы условия для полноценного
восприятия знаний. Созданы ли нами такие условия?
Цель современной школы –
подготовка детей к жизни, полной огромного объёма информации. Информация для
школьников и педагогов на нынешнем этапе всё более осознаётся как важный
образовательный ресурс. Требования современной действительности – уметь
пользоваться образовательной информацией, оперативно добывать её, воспринимать,
уметь анализировать и транслировать. Помимо школы дети посещают дополнительные
образовательные учреждения, музыкальную, спортивную школы…Не слишком ли тяжёлый
груз ложится таким образом на школьника, на его неокрепшую нервную систему и
развивающийся организм.
Педагоги наряду с повышением качества
образования выражают обеспокоенность по поводу состояния здоровья обучающихся. Результаты исследований говорят о том, что только 14,
2% детей здоровы. По данным газеты «Аргументы и факты» здоровы только около 6-7% детей окончивших школу. Педагоги видят выход решения ситуации в овладении необходимыми
здоровьесберегающими приёмами и методами. Министерство общего и
профессионального образования разработало программу «Образование и здоровье», реализация
которой позволит выйти на новый уровень высоких научных исследований в области
здоровьесбережения. Неотложные задачи
этой программы на 2007-2010 гг.
- разработка нормативно-правовой и
методологической базы функционирования центров здоровья, кабинетов по
профилактике наркомании при учебных заведениях;
-
создание мобильного центра мониторинга здоровья
учащихся сельских школ;
- разработка методологии функционирования и
оснащения школьных кабинетов изучения жизнедеятельности человека.
Для учреждений дополнительного образования:
- создание многоаспектных условий для развития
эмоционально-интеллектуального, нравственного развития ребёнка;
- предупреждение безнадзорности, правонарушений и
употребления психоактивных веществ;
- оказание социальной поддержки;
- развитие творческих способностей и потенциальных
возможностей личности, формирование мотивационной потребности познать самого
себя, свою индивидуальность;
- обучающие тренинги для педагогов в вопросах
охраны своего здоровья и здоровья обучающихся.
Каковы же
особенности технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых актуальных
задач современного образования – сохранение здоровья в условиях напряжённой
учёбы и комплексной информатизации образовательного процесса.
Элементы
здоровьесберегающих технологии
Гигиенические
условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность
освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п. (иначе
могут возникнуть утомляемость риск аллергических расстройств)
- педагоги
строят свою работу с использованием различных методов обучения
(наглядно-образных, словесно-логических, практических, аудиовизуальных) не
менее трёх за занятие;
- используют
частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому
материалу и предупреждения утомляемости (рекомендуется 4 – 7 видов
разнообразных занятий);
- Ориентировочная
норма чередования различных видов учебной деятельности – 7-10
минут.
- следят за
осанкой;
- проводят
минутки отдыха;
- на занятии
поддерживают спокойную деловую обстановку;
- дают
достаточные по объёму и сложности задания, с необходимыми пояснениям;
- технические
средства обучения применяются в соответствии с гигиеническими нормами (8 – 9
минут)
Результат
здоровьеформирующего образования
1)
воспитание целостной гармоничной личности с
высоким духовно-нравственным уровнем;
2)
интеллектуальная и физически культурная
личность;
3)
конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к
изменениям в социокультурной среде.
Деловая игра
1)
Что такое здоровье?
«Здоровье - от слова здорово!»
«Здоровье – это когда ничто не мешает радоваться
жизни»
«Здоровье – это когда ты готов выполнить любую
работу» …
«Здоровый бедняк счастливее больного богача»
«Здоровье не купишь» и т. д.
2) Работа
творческих групп
Первое задание. Участникам педсовета предлагается ситуация:
«Ваш сын (дочь, внук) по семейным обстоятельствам вынужден поменять школу
(например, в связи с переездом в другой район, город). Каким вашим требованиям
должна соответствовать новая школа, чтобы вы поверили, что она работает в
здоровьесберегающем режиме? Итогом обсуждения является список «Ваши требования
к образовательному учреждению», отражающий критерии деятельности образовательного
учреждения по развитию своего здоровьесберегающего пространства.
Второе задание. Группам
предлагается обсудить, какие из перечисленных требований не могут быть
реализованы в нашем Центре и почему.
Третье задание. Участники каждой группы составляют список 10
самых главных, на их взгляд, дел администрации школы и педагогического
коллектива, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников,
учителей и персонала образовательного учреждения. Для этого используются
списки, полученные по результатам выполнения первого упражнения
Четвёртое задание. Каждый участник группы отвечает на вопросы:
1.
Что я могу сделать для создания здоровьесберегающей
среды в школе?
2.
Что я уже делаю для этого?
После выполнения третьего и
четвёртого задания в творческих группах обсуждаются записи каждого участника и
составляются сводные списки группы по предложенным темам.
Пятое задание. Каждое предложение
(идея) записывается фломастером (маркером) на листке бумаги и располагается на
общей магнитной доске. Группы знакомятся с получившимся перечнем.
Шестое задание. Посовещавшись
внутри группы, участники семинара решают, какие из предложенных решений, по их
мнению:
a)
самые важные;
b)
реально выполнимые.
Седьмое задание. Делегат
от каждой творческой группы подходит к доске и проставляет фломастером значок «+»
рядом с тремя самыми понравившимися группе предложениями (идеями).
Подводятся итоги работы групп.
Определяются высказывания, получившие наибольшее количество плюсов. Они
становятся приоритетными направлениями работы педагогического коллектива
сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Принятие примерного проекта решения.
1. Последовательно и
целенаправленно проводить воспитательную работу в процессе занятий по
формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания.
2. Проводить профилактическую
работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных
привычек.
Элементы
здоровьесберегающих технологий
- Гигиенические
условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность
освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п. (иначе
могут возникнуть утомляемость риск аллергических расстройст
- Педагоги
строят свою работу с использованием различных методов обучения
(наглядно-образных, словесно-логических, практических, аудиовизуальных) не
менее трёх за занятие;
- Используют
частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому
материалу и предупреждения утомляемости (рекомендуется 4 – 7 видов
разнообразных занятий);
- Ориентировочная
норма чередования различных видов учебной деятельности – 7-10
минут.
- Следят за
осанкой;
- Проводят
минутки отдыха;
- На занятии
поддерживают спокойную деловую обстановку;
- Дают
достаточные по объёму и сложности задания, с необходимыми пояснениям;Т
- Технические
средства обучения применяются в соответствии с гигиеническими нормами (8 – 9
минут)
http://www.cdod.info/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/ |