Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Воскресенье, 12.05.2024, 07:33

МБОУ ДО "Аврора"

 

Меню сайта
Категории раздела
Здоровьесберегающие технологии [6]
Развитие личности обучающегося [0]
Мониторинг образовательного процесса [0]
Творческая мастерская по ДПИ [1]
Принципы интегрированного обучения [1]
Принципы интегрированного обучения
Новые образовательные технологии [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Принципы интегрированного обучения

Принцип интеграции различных видов изобразительной деятельности как условие развития продуктивного воображения детей 5 – 7

Принцип интеграции различных видов изобразительной деятельности как условие развития продуктивного воображения детей 5 – 7 лет (в системе дополнительного образования)

Голикова Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

Развитие детского творчества всегда было и остаётся актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Воспитание гармонически развитой личности на сегодняшний день является сверхзадачей педагогической теории и практики. И для её решения сензитивным периодом является именно дошкольный возраст.

Одним из принципов образовательно-воспитательной работы является интеграция образовательных областей с учетом возрастных возможностей воспитанников. Идеи интегрированного обучения на современном этапе весьма актуальны, так как способствуют формированию целостного восприятия ребёнком окружающего мира и себя в этом мире.

Под интеграцией мы понимаем объединение, взаимодополнение и взаимодействие различных видов изобразительной деятельности, связанных общим смыслом и методами преподавания. И если мы рассматриваем изобразительную деятельность как процесс развития продуктивного воображения детей, то принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов этого процесса.

Интеграция различных видов изобразительной деятельности, на наш взгляд, способствует развитию продуктивного воображения детей 5 – 7 лет и познанию предметов и явлений на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребёнка в разных формах деятельности с использованием разнообразных средств выразительности, а также обеспечивает разностороннее воздействие на развитие ребёнка. Изобразительные виды деятельности включают в себя рисование, лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд. Их назначение – образное отражение действительности. Ведь детское творчество связано с жизнью и отражает в себе всё многообразие ее проявлений. Наряду с этим, происходит активизация творческого потенциала личности ребёнка через овладение им навыками и умениями самостоятельно работать в различных изобразительных техниках, искать оптимальные сочетания различных изобразительных материалов и способов создания творческого продукта, а так же развитие индивидуальности посредством приобщения детей к творчеству.

Разрабатывая программу по изобразительной деятельности, способствующую развитию продуктивного воображения, фантазии и в целом творческих способностей, мы руководствовались методиками Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Т.А. Цквитарии, а так же использовали собственные авторские наработки по изобразительной деятельности, включающие интегрированные занятия, которые строятся с учетом таких принципов, как:

- принцип предметности, реализуемый через предметно-действенную среду;

- принцип развития самостоятельности как обучение способам деятельности (ставить цель, планировать свои действия, подбирать средства, способы, варианты достижения цели, оценивать и самооценивать);

- принцип систематичности и последовательности в овладении практическими умениями и навыками, приёмами, выраженными в творческих продуктах деятельности;

- принцип доступности предполагает правильный выбор материала для усвоения с учетом психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- принцип индивидуализации учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка;

- принцип усложняющейся действительности реализуемый на основе того, что у ребёнка есть в собственной жизнедеятельности и в процессе совместной деятельности взрослых и детей;

- принцип креативности формирует развитие потребности в творчестве, нестандартном мышлении, проявление воображения и фантазии

- принцип психологической поддержки и комфорта подразумевает признание безусловной ценности индивида, понимание, сопереживание, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, помогающие отношения).

Интегрированные занятия построены с учетом объединения нескольких видов изобразительной деятельности и использования разных средств выразительности для получения творческого продукта. На этих занятиях дети узнают много нового о различных видах изобразительной деятельности, возможных средствах выразительности, их сочетании. Преимущество таких занятий заключается в том, что происходит повышение мотивации к обучению, желание детей к овладению умениями, навыками, освоение социального опыта, развитие творческих способностей. За счет переключения на различные виды изобразительной деятельности интерес к таким занятиям у детей не проходит. Наоборот, такие занятия подталкивают к возникновению идеи, разработки программы действий, и получению творческого продукта, созданного самим ребенком. Занятия проходят в игровой форме, поэтому легче переносятся детьми и способствуют развитию продуктивного воображения и творческой фантазии. На таких занятиях важно не создавать у ребёнка представления о том, что он не умеет хорошо и правильно рисовать, а развивать творческую фантазию и способность к её выражению изобразительными средствами и на языке художественно-графических образов.

При разработке системы интегрированных занятий по изобразительной деятельности необходимо учитывать вариативность содержания, форм и методов, организации деятельности детей.

Так одной из форм является совместная деятельность детей и взрослого. При решении задач совместной деятельности с педагогом дети овладевают новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения. В данной деятельности дети усваивают информацию путем копирования, подражания. На этом этапе происходит поиск и принятие решения поставленной задачи совместно с педагогом.

Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей, так как её появление – это показатель высокого уровня творческого развития. Самостоятельная деятельность возникает по инициативе ребёнка, отвечает его интересам и протекает без видимого руководства. Наличие самостоятельной творческой деятельности детей свидетельствует так же о влиянии на его развитие грамотно организованного образовательного процесса, благоприятной атмосферы [Лыкова]. При этом ребёнок сам ставит перед собой цель, разрабатывает программу действий в процессе получения творческого продукта. В самостоятельной деятельности от ребёнка требуется умение использовать приобретенный опыт. И целенаправленно руководить этим процессом педагог не может.

Используя методы работы при построении интегрированных занятий, необходимо учитывать психологические особенности детей 5 – 7 лет. Для них изобразительная деятельность самая интересная. Ведь эта деятельность порождает не только положительные эмоции от самого процесса, но и главным для ребёнка является результат этой деятельности – творческий продукт.

Целесообразно на данных занятиях помимо традиционных методов применять методы, которые способствуют осознанности восприятия, развитию продуктивного воображения, фантазии и творчества:

- метод одномоментности, основанный на одновременном восприятии произведений различных видов искусств, что способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов изобразительной деятельности. Использование данного метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов;

- метод контрастных сопоставлений произведений способствует заинтересованности детей к процессу деятельности, активизации проявления эмоциональной отзывчивости, обострению остроты ощущения ребёнком при восприятии зрительного ряда;

- метод «подмастерья» позволяет не воздействовать на ребёнка, а взаимодействовать вместе с ним в творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

Так при использовании интегрированных занятий и сочетании различных видов изобразительной деятельности, правильно подобрав методы и приемы, мы создадим условия для развития продуктивного воображения детей, их фантазии и творчества. ведь всё это способствует пробуждению у ребенка интереса к красоте, разнообразию природы и предметной среды, обогащению опыта изобразительной деятельности, формированию творческого и эстетического отношения к окружающему.

Категория: Принципы интегрированного обучения | Добавил: Аврора (28.10.2014)
Просмотров: 2233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Портал государственных услуг Российской Федерации

Все персональные данные обучающихся публикуются на официальном сайте МБОУ ДО "Аврора" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных обучающихся МБОУ ДО "Аврора" запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


ЧЕЛОВЕК ВОСПИТЫВАЕТСЯ ДЛЯ СВОБОДЫ
 
г. Тольятти (8482)75-32-66
Copyright MyCorp © 2024