Актуальность темы исследования. В
условиях реформирования нашего общества одним из главных направлений
педагогической деятельности является развитие сущностных сил человека,
его фундаментальных способностей, обретение им своего места в
пространстве культуры. Стержнем нового образования является утверждение
гуманистической парадигмы образования, его переориентация на ценности
человека, способного формировать свою индивидуальность, развиваться в
интеллектуальном и нравственном отношениях. В связи с этим возрастает
значение дополнительного образования, ориентированного на свободный
выбор различных форм деятельности, формирование собственных
представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.
Дополнительное образование детей и подростков призвано обогащать,
расширять и дополнять базовое образование, реализуемое в школах,
гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал: выступает
как средство формирования мотивации развития личности; создания
ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на
воспитании и укреплении личностного достоинства; построенное на
освоении различных видов деятельности, расширяет культурное пространство
самореализации, стимулирует к творчеству; в сфере дополнительного
образования на основе общности личностных интересов ребенка и взрослого
интенсивно и целенапраленно идет процесс формирования гуманистических
ценностных ориентации; дополнительные образовательные программы,
становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его
«культурной одаренности». В то же время дополнительное образование
детей и подростков требует большего внимания к уровню их здоровья. На
развивающийся организм ребенка действуют повышенные физические и
нервно-психические нагрузки, связанные с усвоением дополнительного
учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности.
Особенно остро эта проблема встает перед Домами творчества детей и
подростков. Для достижения значительных творческих успехов воспитанники
должны работать в мастерских, тренироваться, репетировать. Много
физических сил отнимает у сольных исполнителей и участников
танцевальных, хоровых, актерских и других творческих коллективов участие
в конкурсах и смотрах, концертной деятельности. Успешность этих видов
работы является основой для оценки эффективности учреждения
дополнительного образования. Проблема сохранения и укрепления
здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной
сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился
уровень здоровья населения нашей страны. В
организационно-педагогическом отношении дополнительное образование
отличается от основного менее строгим регламентом содержания, времени,
форм и методов проведения занятий. В учреждениях дополнительного
образования детей и подростков образовательная деятельность
академического типа, реализуемая в классической классно-урочной форме
обучения, в определенной степени ограничена. В учебно-воспитательном
процессе преобладает личностное обучение с использованием активных форм.
При этом учебный процесс подчиняется не логике предмета, а логике
деятельности, которой овладевают обучаемые. Это наиболее характерно для
учреждений сферы дополнительного образования, которая рассматривается
как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития
вариативного образования. Поэтому дополнительное образование по
отношению к основному является в определенной мере "экспериментальным
полигоном", на котором отрабатываются инновационные образовательные
технологии. В связи с этим поиск специфических подходов к решению
проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в сфере дополнительного образования важен для всей системы образования современной России. Дополнительное образование детей, опираясь и развивая базовую подготовку учащихся в школах, лицеях, гимназиях ориентируется на формирование социально-активной, мобильной, динамичной, востребованной, нравственно-воспитанной личности. Однако
в сложившемся опыте дополнительного образования и реальной практике в
организации охраны здоровья детей в учреждениях подобного типа
существует ряд противоречий: - между гуманистическими целями
образования и недооценкой значимости здоровья как фундамента
самореализации личности в сфере дополнительного образования; между
сложившейся спецификой организации учебно-воспитательного процесса
дополнительного образования детей и низким уровнем учета педагогических
возможностей для создания здоровьесберегающей среды в этих учреждениях; между
разноплановыми оздоровительными мероприятиями, привлечением различного
по характеру служб и сопровождений и отсутствием научного подхода к
формированию здоровьесберегающей среды в сфере дополнительного
образования. На разрешение этих противоречий направлено данное
исследование, что определило выбор темы диссертации «Особенности
формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного
образования детей». Актуальность работы определяется тем,
что процесс модернизации современного образования ориентирует
дополнительное образование на поиск и апробацию инноваций в
педагогической сфере, на решение проблемы повышения качества образования
и сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в период их
обучения. Цель исследования — научное обоснование
особенностей построения педагогической системы сохранения здоровья детей
и подростков в процессе их активной учебно-познавательной деятельности в
дополнительном образовании. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей и подростков. Предмет исследования - организационно-педагогические
факторы и особенности формирования здоровьесберегающей среды в процессе
дополнительного образования детей. Гипотеза исследования —
повышению эффективности создания здоровьесберегающей образовательной
среды в учебно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного
образования детей будет способствовать: сформированность мотивации
участников учебно-воспитательного процесса на укрепление и поддержание
на высоком уровне своего здоровья; выявление специфических факторов и причин снижения уровня здоровья воспитанников учреждения дополнительного образования; применение специальных технологий и способов организации деятельности в области повышения уровня здоровья воспитанников; определение
совокупности организационно-педагогических условий моделирования и
формирования в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды. В соответствии с гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать особенности формирования здоровьесберегающей среды в практике деятельности учреждений дополнительного образования детей. 2. Выявить отношение к проблеме укрепления здоровья участников образовательного процесса, конкретизировать цели и содержание здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива. 3. Разработать и апробировать модель формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, программы обучения педагогов, воспитанников и их родителей. 4. Подобрать и адаптировать к условиям образовательного учреждения здоровьесберегающие и диагностические методики, использовать их в учебно-воспитательном процессе. 5. Определить условия, критерии и показатели результативности работы по формированию здоровьесберегающей образовательной среды. Методолого-теоретической
основой исследования являются: - основные положения гуманистической
психологии, теории самоактуализации личности и аксиологического подхода
(Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Г.Вершловский, А.А.Вербицкий,
В.Г.Воронцова, Ю.Н.Кулюткин, А.Маслоу, К.Р.Роджерс, Г.С.Сухобская,
В.Франкл, Э.Фромм и др.); современные социально-педагогические
концепции развития образования и образовательной среды (А.Г.Асмолов,
С.Г.Вершловский, В.В.Лаптев, О.Е.Лебедев, Д.Г.Левитас, А.А.Макареня,
В.Н.Максимова, А.М.Осипов, А.И.Субетто, С.В.Тарасов, А.П.Тряпицына,
Р.М.Шерайзина и др-); - теоретические основы и практика инновационной деятельности системы дополнительного образования детей, культуротворческие авторские школы (А.Г.Асмолов, В.А.Березина, В.А.Горский, Е.Б.Евладова, М.В.Кларин, О.Е.Лебедев, Л.Г.Логинова, Б.П.Мартиросян, Н.С.Пряжников, Е.ЯЛмбург и др.); - идеи и принципы здоровьесберегающего образования (Г.Л.Апанасенко, М.М.Безруких, И.И.Брехман, Э.Н.Вайнер, Г.Е.Гун, Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г.Колесникова, В.Н.Максимова, Н.М.Полетаева, Н.К.Смирнов, Б.М.Суртаев, Л.Г.Татарникова и др.); - медико-экологические, социально-психологические аспекты влияния новых технологий на человека в системе непрерывного образования (Г.В.Абрамян,
С.В.Алексеев, В.Ф.Базарный, М.М.Безруких, С.Л.Братченко, О.С.Васильева,
Б.Г.Величковский, Н.В.Дубровинская, С.В.Ким, В.В.Колбанов,
А.К.Колеченко, С.С.Лебедева, Д.Д.Панков, И.Н.Понамарева, Д.А.Фарбер,
Т.П.Хризман и др.); - теория педагогических систем и технологий, управления качеством образования (О.С.Анисимов, В.И.Аверкин, В.П.Беспалько, А.Л.Гавриков, В.В.Гузеев, Т.А.Каплунович, М.В.Кларин, В.В.Лаптев, О.Е.Лебедев, Д.Г.Левитас, А.Е.Марон, О.С.Орлов, Г.К.Селевко, Р.М.Шерайзина). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: - анализ философской, методологической, социально-педагогической, эколого-психологической литературы; - изучение директивных, нормативных и программно-методических документов по образованию; - проектирование и моделирование; прямое и косвенное педагогическое наблюдение; эмпирический и формирующий эксперименты; физиологическая диагностика; анкетирование и опрос; психологическое тестирование; статистические методы обработки экспериментальных данных. Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование осуществлялось
с 1999 по 2004 гг. на базе Дома детского творчества (ДДТ) Московского
района Санкт-Петербурга, который с 1999 года является городской
опытно-экспериментальной площадкой Городского Центра развития
дополнительного образования детей г. Санкт-Петербурга. На первом этапе
(1999-2000 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме
обеспечения и сохранения здоровья участников образовательного процесса
(воспитанников родителей, педагогов) в образовательных учреждениях
Санкт-Петербурга уточнялось состояние проблемы, формировались цель,
объект и предмет исследования. Проводился анализ образа жизни,
образовательной деятельности, физического воспитания учащихся,
профессиональной деятельности педагогов ДДТ, разрабатывалась концепция
многоуровневой здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного
образования детей, внедрялись программы дополнительного образования,
направленные на сохранение, укрепление здоровья и формирование
мотивации, потребности и навыков в построении собственной
жизнедеятельности на основе здоровьесберегающих принципов; была
организована диагностика физического состояния воспитанников ДДТ;
разработаны здоровьесберегающие методы, позволяющие отслеживать влияние
педагогических компонентов на динамику состояния здоровья учащихся. На втором этапе
(2000 - 2001 гг.) разрабатывалась концептуальная модель
здоровьесберегающей среды учреждений дополнительного образования детей,
спланированы и осуществлены организационно-деятельностные и
технологические преобразования учреждения, необходимые для создания
специфической здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного
образования детей; экспериментально проверена эффективность влияния
программ дополнительного образования, используемых технологий и методик
на сохранение и улучшение состояния здоровья воспитанников ДДТ. На третьем этапе
(2002-2004 гг.) осуществлено внедрение и апробация модели
здоровьесберегающей среды учреждения дополнительного образования, создан
постоянно действующий механизм прогностического планирования,
самоэкспертизы и коррекции образовательного процесса. Было завершено
оформление результатов исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована теоретическая концепция укрепления и сохранения здоровья в процессе активной учебно-познавательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей (УДОД); определены
медико-биологические, вал ео логические, социально-педагогические
аспекты понимания здоровья как междисциплинарной категории; разработана
модель организации здоровьесберегающей педагогической среды в
учреждении дополнительного образования детей, ориентированной на рост
творческих достижений воспитанников и повышение уровня их
индивидуального, социального, духовно-нравственного здоровья; выявлена
система здоровьесберегающих технологий - создание службы «здорового
образа жизни» в дополнительном образовании детей; мониторинговые
технологии, тренинги саморазвития, методика психолого-валеологического
сопровождения образовательного процесса. Теоретическая значимость исследования состоит в
уточнении категориального аппарата исследований, таких понятий как
«культура здоровья», «здоровьесберегающая образовательная среда»,
«здоровьесберегающие технологии» и др.; в выявлении специфики
здоровьесберегающего учебного процесса (УДОД), определяемой факторами
информационного насыщения, повышения физической и нервно-психической
нагрузки, интенсификация творческо-поисковой учебной деятельности детей; в
создании модели организации здоровьесберегающей среды в учреждении
дополнительного образования и теоретическом обосновании ее компонентов -
целеполагания, принципов построения, применяемого комплекта
здоровьесберегающих технологий; в разработке культуротворческого и
личностно-деятельностного подходов к обоснованию условий формирования и
активного функционирования здоровьесберегающей модели образования. Практическая значимость результатов исследования заключается в создании здоровьесберегающей среды в реальной практике учреждений дополнительного
образования, ориентированных на решение задач модернизации современной
образовательной системы, подготовку воспитанников к активной
жизнедеятельности с учетом фактора сохранения здоровья. Рекомендации по использованию научных результатов. Результаты
проведенного исследования могут быть использованы при подготовке
студентов педагогических вузов и слушателей курсов повышения
квалификации педагогических и руководящих работников дополнительного
образования детей. Обоснованность и достоверность результатов исследования
обеспечиваются исходными теоретическими положениями; применением
комплекса методик, адекватных специфическому предмету и задачам
исследования; использованием апробированных методов обработки
результатов экспериментов; опорой на передовой опыт деятельности
учреждений дополнительного образования детей; апробацией
исследовательских методик и корректностью их применения;
воспроизводимостью основных выводов и результатов при внедрении в
практику разработанных рекомендаций. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась
через публикации, выступления на научно-технических конференциях,
семинарах директоров, заместителей директора, заведующих структурными
подразделениями учреждений дополнительного образования детей. На защиту выносятся: Педагогические,
социально-психологические, эколого-валеологические предпосылки
организации здоровьесберегающей деятельности в учреждениях
дополнительного образования детей. Модель формирования здоровьесберегающей среды учреждения дополнительного образования детей.
Система
здоровьесберегающих условий и технологии сопровождения
учебно-воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного
образования детей. Критерии и показатели создания эффективной здоровьесберегающей среды в дополнительном образовании детей.
Объем и структура диссертации. Диссертация
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В
приложениях представлены методические и опытно-экспериментальные
материалы диссертационного исследования. http://www.dslib.ru/obw-pedagogika/govoruschina.html |