Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Воскресенье, 12.05.2024, 04:24

МБОУ ДО "Аврора"

 

Меню сайта
Категории раздела
Здоровьесберегающие технологии [6]
Развитие личности обучающегося [0]
Мониторинг образовательного процесса [0]
Творческая мастерская по ДПИ [1]
Принципы интегрированного обучения [1]
Принципы интегрированного обучения
Новые образовательные технологии [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Здоровьесберегающие технологии

Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Дополнительное образование детей: цели, ценности, принципы модернизации

1.2. Современные представления о здоровьесберегающей модели образования

1.3. Особенности соцально-экологических условий жизнедеятельности населения Северо-Западного региона России и состояние здоровья детей и подростков

1.4. Педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья детей в дополнительном образовании

Выводы к первой главе

ГЛАВА И. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

2.1. Модель формирования здоровьесберегающей образовательной среды

  1. Служба здорового образа жизни как компонент педагогической системы

  2. Факторы готовности педагогов к здоровьесберегающей педагогической деятельности

2.4. Психофизиологический мониторинг и банк данных функциональных состояний воспитанников

2.5.Технологии реализации здоровьесберегающих программ и методик в дополнительном образовании детей ПО

Выводы ко второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. В условиях реформирования нашего общества одним из главных направлений педагогической деятельности является развитие сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретение им своего места в пространстве культуры. Стержнем нового образования является утверждение гуманистической парадигмы образования, его переориентация на ценности человека, способного формировать свою индивидуальность, развиваться в интеллектуальном и нравственном отношениях. В связи с этим возрастает значение дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор различных форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. Дополнительное образование детей и подростков призвано обогащать, расширять и дополнять базовое образование, реализуемое в школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях.

Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал:

выступает как средство формирования мотивации развития личности; создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении личностного достоинства;

построенное на освоении различных видов деятельности, расширяет культурное пространство самореализации, стимулирует к творчеству;

в сфере дополнительного образования на основе общности личностных интересов ребенка и взрослого интенсивно и целенапраленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентации;

дополнительные образовательные программы, становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его «культурной одаренности».

В то же время дополнительное образование детей и подростков требует большего внимания к уровню их здоровья. На развивающийся организм ребенка действуют повышенные физические и нервно-психические нагрузки, связанные с усвоением дополнительного учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности. Особенно остро эта проблема встает перед Домами творчества детей и подростков. Для достижения значительных творческих успехов воспитанники должны работать в мастерских, тренироваться, репетировать. Много физических сил отнимает у сольных исполнителей и участников танцевальных, хоровых, актерских и других творческих коллективов участие в конкурсах и смотрах, концертной деятельности. Успешность этих видов работы является основой для оценки эффективности учреждения дополнительного образования.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения нашей страны.

В организационно-педагогическом отношении дополнительное образование отличается от основного менее строгим регламентом содержания, времени, форм и методов проведения занятий. В учреждениях дополнительного образования детей и подростков образовательная деятельность академического типа, реализуемая в классической классно-урочной форме обучения, в определенной степени ограничена. В учебно-воспитательном процессе преобладает личностное обучение с использованием активных форм. При этом учебный процесс подчиняется не логике предмета, а логике деятельности, которой овладевают обучаемые. Это наиболее характерно для учреждений сферы дополнительного образования, которая рассматривается как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. Поэтому дополнительное образование по отношению к основному является в определенной мере "экспериментальным полигоном", на котором отрабатываются инновационные образовательные технологии. В связи с этим поиск специфических подходов к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в сфере дополнительного образования важен для всей системы образования современной России.

Дополнительное образование детей, опираясь и развивая базовую подготовку учащихся в школах, лицеях, гимназиях ориентируется на формирование социально-активной, мобильной, динамичной, востребованной, нравственно-воспитанной личности.

Однако в сложившемся опыте дополнительного образования и реальной практике в организации охраны здоровья детей в учреждениях подобного типа существует ряд противоречий:

- между гуманистическими целями образования и недооценкой значимости здоровья как фундамента самореализации личности в сфере дополнительного образования;

между сложившейся спецификой организации учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей и низким уровнем учета педагогических возможностей для создания здоровьесберегающей среды в этих учреждениях;

между разноплановыми оздоровительными мероприятиями, привлечением различного по характеру служб и сопровождений и отсутствием научного подхода к формированию здоровьесберегающей среды в сфере дополнительного образования.

На разрешение этих противоречий направлено данное исследование, что определило выбор темы диссертации «Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей».

Актуальность работы определяется тем, что процесс модернизации современного образования ориентирует дополнительное образование на поиск и апробацию инноваций в педагогической сфере, на решение проблемы повышения качества образования и сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в период их обучения.

Цель исследования — научное обоснование особенностей построения педагогической системы сохранения здоровья детей и подростков в процессе их активной учебно-познавательной деятельности в дополнительном образовании.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей и подростков.

Предмет исследования - организационно-педагогические факторы и особенности формирования здоровьесберегающей среды в процессе дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования — повышению эффективности создания здоровьесберегающей образовательной среды в учебно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования детей будет способствовать:

сформированность мотивации участников учебно-воспитательного процесса на укрепление и поддержание на высоком уровне своего здоровья;

выявление специфических факторов и причин снижения уровня здоровья воспитанников учреждения дополнительного образования;

применение специальных технологий и способов организации деятельности в области повышения уровня здоровья воспитанников;

определение совокупности организационно-педагогических условий моделирования и формирования в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды.

В соответствии с гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать особенности формирования
здоровьесберегающей среды в практике деятельности учреждений
дополнительного образования детей.

2. Выявить отношение к проблеме укрепления здоровья участников
образовательного процесса, конкретизировать цели и содержание
здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива.

3. Разработать и апробировать модель формирования
здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, программы
обучения педагогов, воспитанников и их родителей.

4. Подобрать и адаптировать к условиям образовательного учреждения
здоровьесберегающие и диагностические методики, использовать их в
учебно-воспитательном процессе.

5. Определить условия, критерии и показатели результативности
работы по формированию здоровьесберегающей образовательной среды.

Методолого-теоретической основой исследования являются: - основные положения гуманистической психологии, теории самоактуализации личности и аксиологического подхода (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Г.Вершловский, А.А.Вербицкий, В.Г.Воронцова, Ю.Н.Кулюткин, А.Маслоу, К.Р.Роджерс, Г.С.Сухобская, В.Франкл, Э.Фромм и др.);

современные социально-педагогические концепции развития образования и образовательной среды (А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, В.В.Лаптев, О.Е.Лебедев, Д.Г.Левитас, А.А.Макареня, В.Н.Максимова, А.М.Осипов, А.И.Субетто, С.В.Тарасов, А.П.Тряпицына, Р.М.Шерайзина и др-);

- теоретические основы и практика инновационной деятельности
системы дополнительного образования детей, культуротворческие авторские
школы (А.Г.Асмолов, В.А.Березина, В.А.Горский, Е.Б.Евладова,
М.В.Кларин, О.Е.Лебедев, Л.Г.Логинова, Б.П.Мартиросян, Н.С.Пряжников,
Е.ЯЛмбург и др.);

- идеи и принципы здоровьесберегающего образования
(Г.Л.Апанасенко, М.М.Безруких, И.И.Брехман, Э.Н.Вайнер, Г.Е.Гун,
Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г.Колесникова, В.Н.Максимова,
Н.М.Полетаева, Н.К.Смирнов, Б.М.Суртаев, Л.Г.Татарникова и др.);

- медико-экологические, социально-психологические аспекты влияния
новых технологий на человека в системе непрерывного образования

(Г.В.Абрамян, С.В.Алексеев, В.Ф.Базарный, М.М.Безруких, С.Л.Братченко, О.С.Васильева, Б.Г.Величковский, Н.В.Дубровинская, С.В.Ким, В.В.Колбанов, А.К.Колеченко, С.С.Лебедева, Д.Д.Панков, И.Н.Понамарева, Д.А.Фарбер, Т.П.Хризман и др.);

- теория педагогических систем и технологий, управления качеством
образования (О.С.Анисимов, В.И.Аверкин, В.П.Беспалько, А.Л.Гавриков,
В.В.Гузеев, Т.А.Каплунович, М.В.Кларин, В.В.Лаптев, О.Е.Лебедев,
Д.Г.Левитас, А.Е.Марон, О.С.Орлов, Г.К.Селевко, Р.М.Шерайзина).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

- анализ философской, методологической, социально-педагогической,
эколого-психологической литературы;

- изучение директивных, нормативных и программно-методических
документов по образованию;

- проектирование и моделирование; прямое и косвенное
педагогическое наблюдение;

эмпирический и формирующий эксперименты;

физиологическая диагностика; анкетирование и опрос;

психологическое тестирование;

статистические методы обработки экспериментальных данных. Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1999 по 2004 гг. на базе Дома детского творчества (ДДТ) Московского района Санкт-Петербурга, который с 1999 года является городской опытно-экспериментальной площадкой Городского Центра развития дополнительного образования детей г. Санкт-Петербурга.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме обеспечения и сохранения здоровья участников образовательного процесса (воспитанников родителей, педагогов) в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга уточнялось состояние проблемы, формировались цель, объект и предмет исследования. Проводился

анализ образа жизни, образовательной деятельности, физического воспитания учащихся, профессиональной деятельности педагогов ДДТ, разрабатывалась концепция многоуровневой здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей, внедрялись программы дополнительного образования, направленные на сохранение, укрепление здоровья и формирование мотивации, потребности и навыков в построении собственной жизнедеятельности на основе здоровьесберегающих принципов; была организована диагностика физического состояния воспитанников ДДТ; разработаны здоровьесберегающие методы, позволяющие отслеживать влияние педагогических компонентов на динамику состояния здоровья учащихся.

На втором этапе (2000 - 2001 гг.) разрабатывалась концептуальная модель здоровьесберегающей среды учреждений дополнительного образования детей, спланированы и осуществлены организационно-деятельностные и технологические преобразования учреждения, необходимые для создания специфической здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей; экспериментально проверена эффективность влияния программ дополнительного образования, используемых технологий и методик на сохранение и улучшение состояния здоровья воспитанников ДДТ.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) осуществлено внедрение и апробация модели здоровьесберегающей среды учреждения дополнительного образования, создан постоянно действующий механизм прогностического планирования, самоэкспертизы и коррекции образовательного процесса. Было завершено оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована теоретическая концепция укрепления и сохранения здоровья в процессе активной учебно-познавательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей (УДОД);

определены медико-биологические, вал ео логические, социально-педагогические аспекты понимания здоровья как междисциплинарной категории;

разработана модель организации здоровьесберегающей педагогической среды в учреждении дополнительного образования детей, ориентированной на рост творческих достижений воспитанников и повышение уровня их индивидуального, социального, духовно-нравственного здоровья;

выявлена система здоровьесберегающих технологий - создание службы «здорового образа жизни» в дополнительном образовании детей; мониторинговые технологии, тренинги саморазвития, методика психолого-валеологического сопровождения образовательного процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении категориального аппарата исследований, таких понятий как «культура здоровья», «здоровьесберегающая образовательная среда», «здоровьесберегающие технологии» и др.;

в выявлении специфики здоровьесберегающего учебного процесса (УДОД), определяемой факторами информационного насыщения, повышения физической и нервно-психической нагрузки, интенсификация творческо-поисковой учебной деятельности детей;

в создании модели организации здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования и теоретическом обосновании ее компонентов - целеполагания, принципов построения, применяемого комплекта здоровьесберегающих технологий;

в разработке культуротворческого и личностно-деятельностного подходов к обоснованию условий формирования и активного функционирования здоровьесберегающей модели образования. Практическая значимость результатов исследования заключается в создании здоровьесберегающей среды в реальной практике учреждений дополнительного образования, ориентированных на решение задач модернизации современной образовательной системы, подготовку воспитанников к активной жизнедеятельности с учетом фактора сохранения здоровья.

Рекомендации по использованию научных результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при подготовке студентов педагогических вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников дополнительного образования детей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими положениями; применением комплекса методик, адекватных специфическому предмету и задачам исследования; использованием апробированных методов обработки результатов экспериментов; опорой на передовой опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей; апробацией исследовательских методик и корректностью их применения; воспроизводимостью основных выводов и результатов при внедрении в практику разработанных рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через публикации, выступления на научно-технических конференциях, семинарах директоров, заместителей директора, заведующих структурными подразделениями учреждений дополнительного образования детей.

На защиту выносятся:

  1. Педагогические, социально-психологические, эколого-валеологические предпосылки организации здоровьесберегающей деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

  2. Модель формирования здоровьесберегающей среды учреждения дополнительного образования детей.

  1. Система здоровьесберегающих условий и технологии сопровождения учебно-воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

  2. Критерии и показатели создания эффективной здоровьесберегающей среды в дополнительном образовании детей.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В приложениях представлены методические и опытно-экспериментальные материалы диссертационного исследования.

http://www.dslib.ru/obw-pedagogika/govoruschina.html
Категория: Здоровьесберегающие технологии | Добавил: Аврора (19.11.2010)
Просмотров: 19573 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 1
1 Анастасия  
Очень нужно для работы!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Портал государственных услуг Российской Федерации

Все персональные данные обучающихся публикуются на официальном сайте МБОУ ДО "Аврора" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных обучающихся МБОУ ДО "Аврора" запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


ЧЕЛОВЕК ВОСПИТЫВАЕТСЯ ДЛЯ СВОБОДЫ
 
г. Тольятти (8482)75-32-66
Copyright MyCorp © 2024