Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Суббота, 11.05.2024, 15:01

МБОУ ДО "Аврора"

 

Меню сайта
Категории раздела
Здоровьесберегающие технологии [6]
Развитие личности обучающегося [0]
Мониторинг образовательного процесса [0]
Творческая мастерская по ДПИ [1]
Принципы интегрированного обучения [1]
Принципы интегрированного обучения
Новые образовательные технологии [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Здоровьесберегающие технологии

Компетентностно-ориентированное обучение в системе дополнительного образования
Консультация для педагогов на тему: «Компетентностно-ориентированное обучение в системе дополнительного образования».
 
       Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования, его углубления, совершенствования, в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.       
       Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др. В связи с этим, реализация компетентностно-ориентированного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребёнок. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.
      Характеристики компетентностно-ориентированного обучения:
1.Усиление личностной направленности образования, что проявляется в обеспечении активности учащихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора. 2.Развивающая направленность и построение возрастосообразного образования. Цель развивающего образования – личностное развитие, реальное продвижение. Знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.
3.Требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которое реализуется путем: освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы; освоения новых способов решения проблем в различных видах деятельности.
4.Ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах: осознании самоценности каждой личности, ее уникальности; неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития; приоритете внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.
     Необходимость введения компетентностного-ориентированного подхода в образовательный процесс УДОД:
1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;
2. Переформулировка целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
3. Изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов;
4.Отказ от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ. 
        Сущностные признаки компетентности:
1. Постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);
2. Ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);
3. Имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
4. Пpоявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания Себя в конкретной ситуации; 5. Проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.  
          Универсальной компетентностью, на которой базируются достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека является информационная. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.
       В состав информационной компетентности входят обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности. Информационная компетентность помогает ребенку обучаться; позволяет выпускникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей; помогает быть более успешным в дальнейшей жизни.
      Переориентация общего образования от «знаниевого» подхода к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации образовательного процесса.
     Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода:
1.Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности;
2.Изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов;
3. Изменение позиции учителя, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;
4.Создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.
     В соответствии с логикой выделенных образовательных областей, с ориентацией на ценности, характерные для каждого возраста школьников могут быть выделены следующие компетентности (по А.П. Тряпицыной):
- Личностная компетентность в сфере взаимодействия учащегося с самим собой с другими людьми, природой;
- Социальная компетентность в сфере взаимодействия с обществом;
- Познавательная компетентность в сфере взаимодействия с социальным и природным миром;
- Предметно-деятельнастная компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью.
      Формы проявления компетентностей достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделение указанных компетентностей носит условный характер. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных компетентностей для реализации на разных уровнях.

Литература:
1. Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004.
4. Соколова Н.А., Фуникова Н.И. Педагогика дополнительного образования детей: Учеб. пособие по специальности «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования»/Научн. ред. З.М. Большакова. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004.

Категория: Здоровьесберегающие технологии | Добавил: Аврора (18.11.2013)
Просмотров: 1797 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Портал государственных услуг Российской Федерации

Все персональные данные обучающихся публикуются на официальном сайте МБОУ ДО "Аврора" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных обучающихся МБОУ ДО "Аврора" запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


ЧЕЛОВЕК ВОСПИТЫВАЕТСЯ ДЛЯ СВОБОДЫ
 
г. Тольятти (8482)75-32-66
Copyright MyCorp © 2024